fbpx
CLIMAX

Ван — лав. Как «Злое» скушало моё сердечко

Ван — лав. Как «Злое» скушало моё сердечко

Зачем смотреть новый фильм Джеймса Вана

Этот «маленький» камбэк, который мастер современного хоррора задумал для себя между первым и вторым «Аквамэном», оказался мощнее, чем, собственно, супергеройский фильм по комиксам DС.

Как там говорят? Во-первых, это красиво. Но это было бы слишком просто. Картинка, монтаж, преображение милашки Аннабель Уоллис. Монтаж просто шедеврален. Даже без восклицательного знака.

На самом деле хочется рассказать про мощный метахоррор, мета — это вообще неотъемлемая приставка в нашем веке. Но интереснее всего как раз то, что Ван создал прямо-таки классический фильм ужасов, отталкиваясь от самых что ни есть базовых страхов, и при этом сделал его настолько хорошо, что ни одна приставка его крутости не опишет.

Мрак больничного коридора, мигают лампочки, из-за двери раздаются приглушённые толчки и крики. Дама в больничном халате пытается записать видео, чтобы затем использовать описанные в нём наблюдения для научных целей. Крики становятся громче, врач всё бросает и, обнаружив кровавое месиво в коридоре, хватается за ружьё с усыпляющими дротиками. Свет продолжает мигать, мы слышим голос монстра, и затем всё резко обрывается…

Злое

Что произошло в 1990-х в той странной больнице, похожей на башню ужаса, непонятно. Мы наверняка об этом узнаем, а пока — знакомимся с Мэдисон. Простая и на вид зашуганная девушка, она вынуждена работать по ночам, будучи глубоко беременной, пока её муж валяется перед телеком на диване. И даже её жалоба на самочувствие заставляет ублюдка повысить голос и как следует приложить Мэдисон к стенке. Наутро девушка в больнице без сознания, а парень — труп. Что произошло, никто не знает. Но в уголках прекрасного особняка скопилась тьма, готовая в любой момент принять осязаемую форму.

Полиция раскапывает мотивы для убийства, в городе продолжают происходить страшные вещи. А тем временем Мэдисон становится невольным свидетелем кровавых преступлений таинственного маньяка — и её делают главной подозреваемой.

Злое

На самом деле, ничего нового: вскоре окажется, что убитые связаны с прошлым Мэдисон, о котором она не помнит. В голову прокрадывается догадка о раздвоении личности — и хотелось бы сказать, что это так. Но это не так. Взяв за основу весьма расхожую историю о внутренних монстрах и травмах прошлого, Ван вывернул её наизнанку, при этом воспользовавшись чёткой структурой и максимально простыми мотивациями. А при условии, что главная героиня — женщина, она просто обязана по закону жанра быть жертвой. И это почти так, но всё-таки не так. «Злое» раскрывает двойственность всех базовых элементов стандартного хоррора.

Семейные отношения по обе стороны сюжета — одновременно проклятие и благословение для Мэдисон, она кажется жертвой, но в определённый момент претерпевает серьёзное преображение и становится главным героем своей истории. А ведь, как правило, такие девицы — вечные слабачки, которых надо спасать, и которые только усилием последней воли спасаются от жести в самом конце, буквально на последнем дыхании. Это не про нашу героиню.

Дальше: сеттинг в пугающем замке, который оказывается клиникой, и тёмном доме, который окутала ночь, быстро сменяется простыми городскими кадрами, активными погонями и даже перестрелками. Никаких скримеров, никаких «спустился в подвал поздней ночью, когда вырубили электричество».

Злое

Что дальше? Аннабель Уоллис — красивая блондинка, а тут она вдруг обретает какой-то полудемонический облик: бледный вид, взгляд исподлобья, полупрозрачные глаза, длинные тёмные волосы. И в таком виде становится участницей одной из самых кровавых сцен 2021-го. Но это всё херня: происхождение зла, с которым столкнулась Мэдисон, объясняется максимально просто, а потому кажется почти гениальным. Темнота, неуловимый убийца и жуткое объяснение происходящего — классический хоррор-набор, чтобы подкормить наши фобии. Но честное слово, они обретают какую-то обновлённую форму, которую любители жанра так давно ждали.

По-хорошему, это всего лишь слэшер. Но он наследник классики не в первом поколении и даже не в пятом. Прекрасный, в меру сложный и страшный, без лишних элементов и тупых поворотов — таким и должен быть полноценный ужастик. Здесь нет ни единого сценарного пробела, оператор поработал на славу, а Джеймс Ван, кажется, знает всё о том, как создать интригующую историю.

Злое

По итогу это красивый и жуткий хоррор — динамичный, без морализаторства, с крутым саундом: таких за последние два десятка лет, пожалуй, не больше пары десятков.

Share This Articles

1 comment

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти