fbpx
CLIMAX

Вырежи меня полностью. «Цензор» Прано Бейли-Бонд

Вырежи меня полностью. «Цензор» Прано Бейли-Бонд

Монолог о природе цензуры с топором наперевес.

Недавно по российским кинотеатрам прокатился свеженький хит последнего «Сандэнса» — дебютная картина валлийки Прано Бейли-Бонд о непростых для Англии 80-х, насилии в кино и психологических травмах, которые всегда прячутся где-то внутри и норовят при первом же удобном случаи выскочить наружу. Увы, новой «Ведьмы» из этого синефильского хоррора не получилось, но в этом тоже часть его тёмного, отсвечивающего неоновыми огнями обаяния. 

Подчиняясь новой волне фильмов ужасов, Прано Бейли-Бонд делает акцент не на паранормальном зле, а на обыденном — том, которое скрыто внутри людей. Как это всегда бывает, темнота появляется от большой боли. У главной героини «Цензора» Энид такой найдётся сполна. В детстве прямо во время совместной прогулки в лесу бесследно исчезла её сестра, и девушка до сих пор не может пережить эту травму. Она отказывается признавать родственницу погибшей и тонет в чувстве бесконечной вины, в котором уже совсем исчезла её жизнь. Осталась только работа цензора в Британском совете по классификации фильмов, где девушка скрупулезно  отсматривает популярные в те годы «видео мерзости» — фильмы категории B, наполненные расчленёнкой и сексуальными извращениями. На одной из таких кассет с фильмом «Не ходи в церковь» она словно видит историю исчезновения своей сестры, а затем узнаёт её — уже повзрослевшую, в актрисе этой картины. Энид бросается на поиски девушки. 

Сложно сказать, насколько сильно можно испугаться во время просмотра «Цензора». Да и испуг этот будет своеобразным, таким, который можно назвать «взрослым». Увы, в какой-то момент собственные психологические травмы и неспособность им противостоять становятся гораздо страшнее, чем монстры под кроватью и маньяки, поджидающие за углом тёмного тоннеля. Поэтому главная героиня так смело блуждает по ночным подземным переходам — что с ней там может случится, если самое страшное уже произошло? И путь для неё существует только один — вперёд, за рыжеволосым призраком, — поэтому свернуть куда-то в сторону принятия случившегося или психотерапии решительно невозможно. Нужно довести начатое до конца и отобрать у мифического чудовища, отобранную в далёком детстве свободу. 

Свобода человека и женщины в частности, на пути которой постоянно возникает какой-то «зверь» — будь он изуродованным маньяком из второсортного фильма или эксцентричным продюсером, рифмуется в фильме с размышлениями о свободе в творчестве. Как бы качественно Энид не вырезала из фильмов всю «чернуху», всё равно находится психопат, который назовёт отцензурированный ей фильм причиной своего преступления. Так же как и женщина, утонувшая в собственной тьме, будет винить в этом похотливого продюсера, жуткого режиссёра или пугающее мистическое существо мужского пола, не обращая внимания, что топор в руках именно у неё. 

Нужно отдать должное Нив Алгар, исполнившей главную роль в картине — она безупречно вписалась в эту ретро-мистификацию, став для зрителя главным проводником в потусторонний Твин Пикс, созданный на экране холодными цветами, неоновыми огнями и постоянной недосказанностью. Главная героиня настолько же эфемерна как мрачная эстетика и ностальгия по 80-м, которыми окутана лента, но это ещё сильнее заставляет вглядываться в экранную бездну, чтобы нащупать там хоть что-то, про что можно с уверенность сказать, что оно не показалось. Надо ли говорить, что это ни у кого не получится. В конце концов «Цензор» — история погружения в себя, а из этого приключения мало кто выходит целым и невредимым. Хотя иногда финал и кажется вполне счастливым. 

Кинематографический оргазм 

  • получат ценители новой волны фильмов ужасов и глубоких психологических трипов 

Кинематографическая импотенция 

  • случится с тем, кто хочет увидеть маньяка с пилой и брыжущую во все стороны кровь 
Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти