fbpx
CLIMAX

Три причины отправиться в мотель «Нигде». Чем хорош фильм Билла Бенца

Три причины отправиться в мотель «Нигде». Чем хорош фильм Билла Бенца

Жанровый разброс, музыка и саспенс — в полуторачасовой идеальной метадокументалке.

Описывать этот фильм — занятие абсолютно бессмысленное: он неописуем и не поддается шаблонизации. Это вроде как мокьюментари, а вроде как и док, а вроде и слоубернер. Суть вот в чем: St Vincet — гениальная, судя по всему, певица (после фильма сразу гуглишь саундтрек и всю дискографию вдогонку) — решает снять док о себе прекрасной. И тут же повествование делится на два. Тут сидит красотка St Vincent и рассказывает о пережитом опыте съемок, причем сразу становится ясно, что он был неудачным. А там — на более глубоком уровне — происходит какая-то дичь, которая начинается с дружбы двух творческих девчонок, а завершается полным сюром и классной песней (собственно, Nowhere Inn).

Но обо все по порядку.

Первая причина: жанровое многообразие. Заявленный жанр Nowhere Inn (оригинальное название фильма) — мокьюментари, другими словами, псевдодокументалка. Мокьюментари все моднее и моднее с каждым годом, благодаря этому слову у современных киноделов есть возможность вмешивать в свое творение элементы самых ражных жанров. Показательный пример идеального мок — «Что мы делаем в тени» или, как у нас его локализовали, «Реальные упыри» (что тоже неплохо). Это фильм Тайки Вайтити и Джемейна Клемента про семейство кровососов, которые очень мило ссорятся, смешно прихорашиваются и пьют кровь, как будто делают одолжение жертве. И все это — в объективе некого исследователя вампиров. То есть, главные герои еще и сходу отказываются от четвертой стены: неудивительно, что картина стала хитом.

Но тут мокьюментари в квадрате: потому что нам из объектива рассказывают про певицу St Vincent (она же Энни Кларк), а она при этом является реальным человеком. В этот момент фильм встает на границу между псвевдодокументалкой и, собственно, документалкой. Мы видим трейлер певицы, видим ее подготовку к концертам и даже отрывки самих концертов, видим, как она работает над песней — и так далее. Словом, фильм все-таки дает какое-то представление о творчестве St Vincent. Хотя изначально это «типа» док о несуществующем персонаже. Бонусом к этому всему идет потрясающая музыка и жаркие сценические образы певицы — и это вторая причина.

мотель нигде

Наконец, самое интересное: слоубернер. Как в подобный фильм мог прокрасться современный тип хоррора? О, это довольно долгая история.

Сюжет стартует с желания St Vincent снять о себе док. За это берется ее подруга, по совместительству музыкант Кэрри Браунстин. Все должно сложиться идеально, однако за кулисами Энни Кларк оказывается скучной девицей, которая любит похрустеть редиской и потупить в настолки после шоу. Тотальное расхождение сценического образа и реальной личности ставят документалку под угрозу. Более того, когда Энни участвует в интервью или с кем-то общается для пресловутого дока, ее никто не слушает и слушать не хочет: если это не дикая St Vincent, которая жжет напалмом на сцене, то зачем с ней взаимодействовать? Максимум, который от нее нужен людям — имя в соцсетях, фото или автограф. Никто даже не узнает девушку по ее реальному имени, а на ее собственный концерт охранник ее не пускает и отказывается узнавать. Но вот вопрос: а есть ли ей что рассказать? Или она уже все выразила через музыку и тексты песен?

мотель нигде

Вдобавок ко всему, Кэрри говорит ей, что дело не ладится, и что ее реальное «я» никому не зайдет, буквально нет искры. Постепенно это все доводит певицу, она психует и переиначивает работу над фильмом так, что от ее реального «я» в кадре буквально ничего не остается. Как и от дружбы с Кэрри. Словом, док в этом фильме тоже превращается в мокьюментари, только в действительно плохую версию: практически все эпизоды оказываются постановочными, на экране все чаще появляются актеры, наконец, Энни решает заняться со своей девушкой (Дакота Джонсон) любовью на камеру — надо же хоть как-то заинтересовать гипотетического зрителя/фаната. В какой-то момент героиня отстраняется и отделяется от своей персоны, старательно перевоплощаясь в St Vincent, но сращения двух разных сторон одной личности так и не происходит.

мотель нигде

В какой-то момент мучения St Vincent сменяются мучениями Кэрри, но это очень сложно поймать и понять. Потому что напряжение, разрастающееся на экране, не дает проанализировать парад нелепых и неприятных ситуаций между подругами, но заставляет настороженно ждать — а что же дальше? Яркие шоу певицы еще больше сбивают с толку, потому что в эти минуты кажется, что в целом-то все в порядке, и ни Энни, ни Кэрри не сходят с ума, и съемки продолжаются. А в перерывах между шоу происходит что-то совершенно абсурдное — и мы возвращаемся в реальность, где ощущение «сейчас что-то будет» вообще ни на секунду не покидает.

То, как обыграны съемки документалки, это третья причина: дикие образы и референсы, потрясающая цветовая гамма (много красного и зеленого, все как мы любим), предвкушение чего-то ужасного — все, что нужно для осеннего вечера. А еще St Vincent, она просто великолепна.

мотель нигде

Хотя нет, слоубернер — это еще не конец! На самом деле «Мотель «Нигде» — комедия, в которой две подруги как следует стебутся над шаблонами о рок-звездах. Сама Кларк объяснила их порыв так:

«Мы посмотрели несколько музыкальных документальных фильмов о женщинах, и, похоже, все они посвящены теме «Я просто нормальный человек, я хочу выйти замуж, завести детей и вести нормальную жизнь, но я также случайно оказалась самой большой рок-звездой в мире». Было что-то, что показалось немного неискренним в таком самомнении, и мы решили простебать это».

мотель нигде

А теперь без нудятины.

Это реально очень необычный и крутой фильм. Он легко и быстро смотрится, путает и петляет, приносит настоящее меломанское и визуальное — да и киноманское, что уж там! — удовольствие. Он так удачно совмещает несколько жанров, что в процессе буквально не перестаешь удивляться аккуратной и незаметной сшивке таких разных черт музыкального дока, ироничного мокьюментари и напряженного слоубернера. И еще: я не знала, кто такая St Vincent, а теперь, кажется, певица обрела в моем лице нового почитателя.

мотель нигде

Кроме того, «Мотель «Нигде» выглядит как лабораторное исследование: прямо на наших глазах Энни Кларк пытается срастить два своих «я» — реальное и сценическое. Это не менее сложно, чем создание адекватной и более или менее объективной документалки. Вечная проблема: огромная пропасть между образом и, собственно, персоной; дословным и скучным, почти летописным пересказом чьей-то жизни и вычленением из нее самых ярких и цепляющих деталей. И на этот вот эмпирический опыт смотреть очень интересно: в теории-то у Энни и Кэрри все ладно сложилось, а когда дело дошло до съемок, все пошло наперекосяк. И надо же, как, оказывается, интересно смотреть док про док!

Кинематографический оргазм получат те, кто любит

  • нестандартные байопики
  • странную атмосферу в духе Линча, но без мрачняка
  • музыку и личико St Vincent

Кинематографическая импотенция грозит тем, кто

  • не любит ломаное повествование
  • не любит метажанры
  • не любит юмор
  • не любит St Vincent (интересно, а много таких?)

В кино с 16 сентября.

Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти