fbpx
CLIMAX

Сочувствие маньяку: Хагмайер и Банди

Сочувствие маньяку: Хагмайер и Банди

Что можно и нельзя увидеть в фильме No Man of God, где Элайджа Вуд играет профайлера, выбившего признание из Теда Банди

История Банди как будто бы до конца ещё не рассказана. «Да какого чёрта!?» — спросит кто-нибудь с обострённым чувством справедливости. И, вероятнее всего, будет прав: на кой человечеству 20 проходных проектов про Теда, оставили бы один. Этот.

Тед Банди уже препарировался за последние три года как минимум в двух громких проектах: документалке «Беседы с Тедом Банди» и игровом фильме «Красивый, плохой, злой». Но док — жанр, который в целом призван освещать вопросы, недоступные простому читателю Википедии. А вот игровой фильм получился весьма поверхностным, как если бы создавался в качестве насмешки над всеми, кто купился на харизму Банди и долгое время верил в его непогрешимость.

Вернемся к фильму. У нас его локализовали как «Охотник за разумом. Схватка». Название тоже вызывает насмешку: вот, молодцы какие, пытаются перехватить кусочек славы у потрясающего сериала Финчера. Тем приятнее осознавать, что фильм стал по сути логическим продолжением сериала. Уильям Хайгмайер — один из величайших профайлеров в мире, он участвовал в той самой программе ФБР по составлению портрета серийного убийцы посредством интервью с заключенными под стражу маньяками.

Именно он вытянул признание из Теда Банди накануне его смертной казни. То самое признание, которое в итоге позволило родителям погибших девушек успокоиться и «отпустить» этот вопрос. Ведь это значит, что поиски виновного закончены. Более того, перед казнью Банди указал, где искать ещё не найденные тела некоторых его жертв. Это было очень важно. Хотя тут дело было не только в Хагмайере. Но об этом позже.

Маньяки

Начнём сначала. Уже взято 36 интервью в тюрьмах по всей Америке. В ФБР радуются и раздают маньяков по алфавиту: этот агент едет туда, тот — сюда. И вот звучит фамилия Банди, но никто не решается поднять руку: он же не расколется ни за что на свете. Но Хагмайер поднимает руку. Профайлеру уже как-то раз везло с раскрытием преступления, когда виновный сознался во всём — именно ему. Босс говорит «Окей», но ждать чуда не стоит. Тем не менее, оно будет. Вопрос только: в какой цвет мы мысленно окрашиваем чудеса? Это будет чёрным, вне всяких сомнений.

Поначалу Банди не верит Уиллу (его также называют Билл), насмехается, ругается. Но вскоре он — убийца, погружённый в науку (дипломированный, знаете ли, психолог), — поймет, насколько «выскочка из ФБР» ему ближе, чем, вероятно, все люди в его жизни до этого.

Маньяки

Постепенно мужчины погружаются друг в друга. Это такой необъяснимый и при этом гипнотический процесс: единственный способ понять кого-то — стать им. Поднимаются темы болезней и травм, толкающих людей на убийства. Всплывают воспоминания из детства. Тед и Билл узнают друг друга всё лучше, так что отделить «свое» от «чужого» всё сложнее.

«Потому что в мыслях этого парня не было ничего, о чем бы вы не думали».

Через общение с Биллом маньяк заставляет нас что-то почувствовать. О чём-то задуматься. Тут надо сказать, что это в чистом виде диалоговый фильм. Если вы не умеете слушать и не склонны к эмпатии, он превратится для вас в «белый шум» уже на пятой минуте.

Маньяки

«Считают, что человек должен страдать каким-то комплексом, чтобы убивать людей. НОРМАЛЬНЫЕ люди убивают», — пожалуй, одно из главных заявлений Банди. С этим теперь надо как-то жить.

Банди — психолог и в какой-то момент тоже начинает изучать Хагмайера. Вот только у него нет необходимости его понимать: Теду нужен собеседник его уровня. Тот, кто не рассматривает его как лабораторную крысу и не считает его сумасшедшим. Он отдаёт себе (но только себе) полный отчёт в том, что делал. И в какой-то момент Билл всё-таки понимает мотив убийцы. Ничего проще не придумаешь! Но оставим его ответ для вашего терпеливого киноманского любопытства.

Маньяки

Прошло уже много часов этих весьма странных бесед, пока Банди вдруг не понял, что Билл уже как следует осматривается в его черепной коробке. Что он уже прекрасно всё понимает и узнал собеседника лучше, чем десятки агентов ФБР до него. Он почти готов избавиться от Хагмайера, но понимает, что без разговоров с ним станет совсем скучно. И именно когда всё выглядит более или менее солнечно, прокурор объявляет приговор, и Банди вместо 30 или 60 дней получает всего 7. Неделя до смерти. И Тед вдруг превращается в обычного человека.

Потому что ему страшно. Да, смерти боится даже жесточайший серийный убийца. Смерти боится даже Тед Банди. Возможно, именно это побуждает его сознаться. Но фильм не о том. Занимательно, что на простых разговорах можно построить целую поведенческую систему, которая описывает банальное человеческое насилие. Не потому что есть отклонения, а потому что есть склонность. И эта склонность — в природе человека. В большей степени — в природе мужчины. Так что байопик, вероятно, сам того не ведая, превращается в экскурс по сути мужского насилия.

Маньяки

Банди сказал как-то о том, что, чтобы понять его, надо оказаться в его плоскости, на его волне. И в последние минуты жизни он ведёт в этот глубинный мир своего новоиспечённого друга — Билла Хагмайера. Он описывает ему жертву, как он её выбрал, как он ею восхищается, как он её хочет и что именно он ей говорит. Всё в подробностях. И в этот момент мы и — тут непонятно, кому должно быть страшнее, — Уилл понимает Теда. Он прочувствовал всё, что тот ему сказал. Но не потому что он эмпат. Не потому что он крутой специалист или хорошо изучил человеческую психологию. Не потому даже, что у него хорошее воображение. А потому что он в любой момент мог (и всё ещё может) оказаться на месте Банди.

Как и любой другой.

Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти