fbpx
CLIMAX

«Психо»: история создания. Почему его считают прародителем слэшеров

«Психо»: история создания. Почему его считают прародителем слэшеров

Мастер саспенса Альфред Хичкок снял каноничный триллер «Психо», на который не перестают равняться и спустя десятки лет, в далеком 1960 году. С одной стороны, триллер основан на одноименной книге писателя Роберта Блоха. С другой — экранизацией сие творение язык не поворачивается назвать. Сцена в душе едва ли не известнее, чем «Прибытие поезда» братьев Люмьер. А после выхода фильма на большой экран для других жестоких сюжетов будто загорелся «зеленый свет».

Как же создавался шедевр и почему его считают прародителем слэшеров? Отвечаем на оба вопроса.

Кстати, если вы не знакомы с «Психо», лучше прочтите наш короткий материал о том, зачем вообще смотреть это старьё. Или посмотрите фильм «Хичкок» о том, как снимали легендарный хоррор. Там, кстати, потрясающий актерский состав: Энтони Хопкинс, Хелен Миррен, Скарлетт Йоханссон, Тони Колетт, Джессика Бил и другие.

1959 год. Роман Блоха «Психо(з)» увидел свет, и мистер Хичкок тут же выкупил права на экранизацию книги за $9 тыс. Анонимно. В основе сюжета была реальная история маньяка из штата Висконсин.

Он сосредоточен на странном взаимодействии девушки по имени Крейн, обокравшей своего работодателя, и  Нормана, владельца мотеля «Бейтс», в котором девушка остановилась, сбежав с деньгами.

Следующий ход режиссёра — выкупить все доступные экземпляры романа, чтобы снизить риск распространения спойлеров: концовку надо было обезопасить…

Обратите внимание: лента вышла на экраны 16 июня 1960 года. То есть, не прошло и года, как Хичкок не только нашел книгу и адаптировал сценарий, но также снял и смонтировал фильм!

Решено снимать фильм на чёрно-белую плёнку, чтобы а) не нервировать зрителя; б) сэкономить.

Выбран композитор — Бернард Херрман*, который написал для картины исключительно струнную музыку**.

Строительство мотеля Бейтсов обошлось в $15 тыс.

В этом видео-эссе есть цитаты, например, из книги «Хичкок. Трюффо», которые поясняют определённые композиционные решения. Например, почему вертикально вытянутый особняк Бейтсов так сильно возвышается над практически плоским горизонтальным зданием придорожного мотеля Бейтсов или как соотносится композиция дома с психическим состоянием Нормана Бейтса. Также поясняется, как влияет музыка на атмосферу в определённых сценах.

Найден актер на главную роль (тот согласился, не читая сценарий) — Энтони Перкинс. Бедняга впоследствии стал заложником роли, и карьеру его, увы, не назовёшь успешной.

А в этом видео парень аккуратно и понятно деконструировал пять отдельно взятых (но очень значимых) кадров из «Психо». В каждом из случаев автор поясняет, что скрывается в строго определенной композиции кадра. Ах, да. Мастер Хичкок — приверженец очень строгой и подробной раскадровки: без неё практически невозможно спланировать построение сцены, да и съёмки в целом.

*- Хичкок удвоил гонорар Херрмана (так он впечатлил мастера!) — до внушительной суммы в примерно $34 тыс. Для сравнения: исполнитель главной роли Энтони Перкинс получил $40 тыс. в качестве гонорара. Неплохо, а?

**- позднее Альфред Хичкок говорил, что 1/3 эффекта от просмотра фильма завязана на музыке.

Так или иначе, «Психо» можно считать первым современным фильмом ужасов. Что он дал своему жанру и как повлиял на смежные?

Особенности картины в контексте времени ее появления

  • сочувствие к убийце/маньяку: мы разделяем дилемму Нормана Бейтса, когда он сталкивается с необходимостью спрятать последствия убийства и, затаив дыхание, внимательно наблюдаем за каждым его действием, будто он и не должен попасть в руки полиции;
  • откровенная сцена, открывающая фильм — новшество, едва позволительное для большинства режиссеров того времени, однако Хичкок знал, на что идет и проверял цензоров таким образом. Да и теперь мы едва ли можем представить хотя бы один триллер/хоррор, где дама не сняла бы с себя хотя бы одну важную деталь гардероба;
  • психологический эффект напряженной музыки: помните, как действует на нервы струнный скрежет в сцене с душем? Помнится, еще один канонический фильм в жанре джалло так же сводил с ума зрителей*;
  • фильм-то черно белый, и у этого есть причина: для 1960 года он бы вышел исключительно кровавым, так что это был хитрый ход ради допуска ленты в прокат, и, если задуматься, любой слэшер обладает исключительной кровавостью: кровь, кишки, брызги на всех поверхностях и т.д.

В России впервые на большой экран картину «Психо» выпустили потрясающе киноэнтузиасты —  компания Иное Кино

*- речь о фильме «Суспирия» Дарио Ардженто 1977 года

Share This Articles
Напишите сюда, что хотите найти