fbpx
CLIMAX

Неубедительный твист: «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта

Неубедительный твист: «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта

Потрясающая атмосфера и сценарные дыры в глубоко экспериментальном фильме мастера

Юная Элоиза, рано потерявшая мать и воспитанная бабушкой, приезжает учиться в Лондон на дизайнера одежды. Элоиза чувствует себя не в своей тарелке: общение с одногруппниками не складывается, а современный Лондон мало похож на сияющий город её мечты из шестидесятых.

Героиня убегает от враждебно настроенных соседок по общежитию в маленькую съемную комнатку. Из развлечений — старый граммофон с любимыми пластинками, из соседей — милая хозяйка-старушка, не разрешающая приводить к себе парней.

На новом месте девушка начинает видеть крайне реалистичные сны, в которых ей является тот самый «сказочный» Лондон прошлого. Главная героиня этих снов — то ли она сама, то ли начинающая певица Сэнди, страстно желающая добиться успеха на лондонской сцене. Зажатая и нелюдимая Элоиза примеряет на себя образ всемогущей Сэнди, которая покоряет мужчин с первого взгляда, восхитительно танцует и обладает магическим голосом. Но идиллический мир сновидений начинает разрушаться, а прошлое и настоящее смешиваются в непрекращающийся кошмар наяву.

Прошлой ночью в Сохо

«Прошлой ночью в Сохо» — фильм глубоко экспериментальный. Адепт эксцентрических комедий, протагонистов-мужчин и клипового монтажа Эдгар Райт выбрал максимально несвойственный для себя материал. Хоррор, феминизм, ретро и полное отсутствие какого-либо юмора: создается ощущение, что режиссер решил исключить из картины всё, что когда-то составляло его фирменный стиль.

При всей своей динамичности и атмосферности «Сохо» производит двоякое впечатление. С одной стороны — гипнотическая Аня Тейлор-Джой, безупречный визуал, потенциально интересная концепция и классный саундтрек. С другой — огромные пробелы в сценарии, игнорировать которые практически невозможно. Если начать задавать вопросы, фильм рухнет быстрее карточного домика.

Прошлой ночью в Сохо

В этом и состоит главная проблема: в хорроре гораздо сложнее работать с допущениями. Традиционная условность, не вызывающая вопросов в комедии, может попросту помешать зрителю испугаться. Любая легенда требует точности формулировок, любой персонаж — внятной мотивации. В противном случае саспенс улетучивается: если происходящее на экране заведомо недостоверно, к нему невозможно подключиться и по-настоящему испытать страх. В фильме нет ответов на очевидные вопросы, а неправдоподобное поведение некоторых персонажей противоречит здравому смыслу (привет, чересчур милый парень главной героини!)

«Сохо» рассыпается на отдельные кусочки. Очень сложно понять, о чём фильм — об абьюзе и патриархальном обществе? О неверии в себя? О ностальгии? Ощущение, что судьбы героинь переплетаются совершенно необоснованно, между ними нет и не может быть никакой синхронии. Проблемы, с которыми сталкивается Сэнди, не имеют никакого отношения к Элоизе, и наоборот. Сэнди — не её альтер-эго, даже не воплощение её неврозов. И хотя очевидно, что Элли очень хочет быть на неё похожа, этому не уделено достаточно внимания. Героиня начинает и заканчивает фильм примерно в одном и том же состоянии.

Даже любви к шестидесятым недостаточно, чтобы связать героинь друг с другом. «Прошлой ночью в Сохо», к сожалению, не «Полночь в Париже», где тема ностальгии по давно ушедшим эпохам была одной из центральных. Мы не успеваем проникнуться эпохой рок-н-ролла, мы не узнаем о ней ровным счетом ничего. Нам оставлены лишь схематичные декорации, на месте которых могло бы стоять что угодно блестящее и красивое — сюжет и наполнение картины от этого никак бы не поменялись.

Трудно не заметить в фильме следы новой этики. Каждый мужчина, являющийся зрителю на экране — воплощение порока. Кроме двоих. Первый, конечно же, афроамериканец. Про второго мы знаем ничтожно мало, чтобы хоть как-то судить о его пороках. В отличие от нашумевшей в прошлом году «Девушки, подающей надежды», где тщательно препарировалась тема гендерного насилия, «Сохо» буквально ставит зрителя перед фактом: все мужчины нелюди и козлы. Почему? Да просто так.

Прошлой ночью в Сохо

Твист, которым заканчивается картина, мог бы быть убедительным, но натяжки и несостыковки сделали своё дело. Механизм произошедшего так и остался загадкой.

В сухом остатке “Сохо” действительно завораживает. Мьюзик, дэнс, неплохие (хоть и давно неактуальные) скримеры, виртуозный монтаж, одним словом — торжество режиссерской мысли.

И тут можно было бы сказать, что не каждый фильм требует вдумчивости. Но в случае «Прошлой ночью в Сохо» это было бы скорее неуважением, нежели оправданием. Всё-таки Эдгар Райт — большой мастер своего дела. И мы знаем, что он может лучше.

Прошлой ночью в Сохо

Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти