fbpx
CLIMAX

«Отец»: ещё один «Оскар» сэра Энтони Хопкинса

«Отец»: ещё один «Оскар» сэра Энтони Хопкинса

Лондон, наши дни. В огромной и со вкусом обставленной квартире доживает свои дни Энтони – седовласый инженер, страстно любящий классическую музыку, живопись и свою младшую дочь Люси. Правда, та почему-то никогда к нему не приходит. Весь круг общения старика сужается до нелюбимой старшей дочери Энн и сиделок, ни одна из которых не задерживается надолго из-за его скверного характера. Энн сообщает отцу, что собирается уехать в Париж и не намерена оставлять его в полном одиночестве – хотя Энтони и утверждает, что способен справиться без чьей-либо помощи, его разум слабеет день ото дня.

Крайне трудно поверить в то, что «Отец» – это режиссёрский дебют. Известнейший французский писатель и драматург Флориан Зеллер написал одноименную пьесу в 2012 году и после многолетнего успеха в театре решился собственноручно её экранизировать. Театральная основа материала чувствуется в каждом кадре: мизансцены и диалоги легко можно вообразить на сцене. Но, как ни крути, создается впечатление, что киноадаптация пошла пьесе на пользу – кино имеет уникальное свойство «субъективного» кадра, которое напрочь отсутствует в театре.

Именно с помощью «субъективного взгляда» зритель попадает в страшный мир безумия, сосредоточенный в четырех стенах небесно-голубого цвета. В отличие от большинства фильмов про деменцию, в картине потеря памяти показана изнутри – всё происходящее мы видим глазами Энтони. «Отец» не использует практически никаких дополнительных приёмов воздействия на аудиторию: никакого мигания света, неприятных звуков и резких монтажных склеек. Страх возникает из-за обыденности галлюцинаций старика, которые беспрерывно сменяют друг друга, сводя с ума и его, и зрителя.

Деменция в фильме показана как ужасная сила, обращающая всё вокруг в сплошное «подобие». Ход мыслей Энтони вполне понятен – одни люди сливаются друг с другом из-за внешнего сходства, другие – из-за похожих ощущений, которые он испытывает рядом с ними. Всё визуальное решение картины работает на запутывание сюжета. Практически одинаковая планировка, едва ли отличающийся друг от друга антураж разных квартир и больниц – с первого взгляда практически невозможно заподозрить подвох. И это приводит к нужному эффекту: тревожность и дискомфорт, возникающие с самого начала, преследуют до конца и ни на секунду не ослабевают.

Энтони Хопкинс, привнесший во французскую пьесу английский колорит и персональные данные, в этом фильме играет одну из своих сильнейших ролей. Разрушающаяся личность Энтони изменчива и нестабильна, равно как и его память: страшный гнев, который он обрушивает на дочь и сиделок, резко сменяется юношеским кокетством, а потом и детским хвастовством: «Смотри, как я могу!». Абсолютно бессмысленный взгляд иногда обретает былую остроту, а улыбка – живость. Поведение старика непредсказуемо для окружающих именно потому, что он не окончательно похож на тех, кого сам с издёвкой называет «эти, которые тю-тю».

«Коронованная» во всех смыслах Оливия Колман справляется с не менее сложной задачей. Эмоции Энн сменяются пропорционально выкрутасам её отца: сочувствующая улыбка на её лице резко замещается гримасой боли, а отчаяние – неубиваемой надеждой на то, что ему станет хоть чуточку лучше.

В конечном счёте картина приходит к очевидному завершению – сложно ожидать от подобной истории чуда в финале. Да, кому-то концовка покажется слегка топорной и манипулятивной, слегка выделяющейся на фоне остального повествования. Но давайте же признаем: когда речь идет о старческом слабоумии, избежать автоматических манипуляций практически невозможно.

Это крайне тонкая, интригующая, пугающая, смешная и отчаянно грустная картина на тему, о которой крайне сложно сказать что-то новое: недавно вышедшая «Супернова» – прямое тому подтверждение. В итоге, несмотря на страх и тревогу, герой и зритель успокоятся. Ведь все мы в конце возвратимся туда, откуда пришли. А там всегда было хорошо.

Что вызовет кинематографический оргазм:

  • нестандартный подход к классическому сюжету

Что вызовет кинематографическую импотенцию:

  • всё, если вы живете по принципу «live fast die young»

Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти