fbpx
CLIMAX

Ночные создания Тома Форда

Ночные создания Тома Форда

5 лет со дня премьеры культовой картины дизайнера «Под покровом ночи»

Пролог

Этот фильм является свободной экранизацией романа «Тони и Сьюзан». Сценарий для картины Том Форд написал сам.

Открывающие титры с чарующей и немного тревожной музыкой Абеля Корженевски перемежаются кадрами с крупными обнажёнными дамами, которые, будто группа поддержки, танцуют в эполетах, высоких белых сапогах и с бенгальскими огнями… Том Форд, это вы? Стиль, который узнаёшь с первых нот, хоть и не ожидаешь увидеть бодипозитив, помноженный на совриск, в первых кадрах, да ещё и под звуки симфонического оркестра. Но это лишь часть общего перформанса, который разворачивается за пеленой ночи, так далеко от высеченной из камня, выточенной добела Сьюзан — успешного куратора, которая уже давно ничего не чувствует.

Под покровом ночи

Акт 1

Хаттон — второй муж Сьюзан — явно был вчера не на работе, хотя и говорит, что пропустил открытие её выставки из-за нехватки времени. А она? А она страдает бессонницей. И когда Хаттон неумело врёт, добавляя «не хотел тебя будить», мы сразу всё понимаем. Пара находится на грани разорения и распада, хотя снаружи они выглядят как самые успешные и красивые люди на свете. При этом внутренняя тоска Сьюзан лишь усиливается от осознания собственной состоятельности.

— Разве я имею право быть несчастной? У меня же есть всё.

При это она и сама не может ответить на вопрос о том, любит ли мужа. Совет подруги обменять страсть на преданность ей не подходит. Как и предложение творческого коллеги взглянуть на созданное ею пространство как на укрытие.

— Наслаждайся абсурдностью нашего мира, так меньше болит.

Отрешённость женщины от реальности усугубляется внезапной посылкой от её первого мужа Эдварда, с которым она не разговаривала уже 19 лет. Это роман — «не такой, какие он писал, пока они были вместе». Сьюзан мирится с осознанием измены мужа настоящего и, пользуясь бессонницей, которую не удаётся побороть таблетками, решает погрузиться в роман бывшего. Который являет собой весьма мучительную рефлексию о потерянной любви.

Под покровом ночи

Акт 2

Главный герой романа Тони пересекает Техас на автомобиле — вместе с женой и дочерью, — когда их внезапно подрезает лихач с двумя такими же лихими приятелями. Происходит спровоцированная авария, за которой следует конфликт и потасовка. Тони избит и растерян, он оказался не в состоянии защитить своих близких: жену и дочь посадили в его автомобиль и увезли в неизвестном направлении. В поисках семьи главный персонаж добирается до телефона только к утру. Вызвав полицию, он находит не только помощь, но и друга: детектив по имени Бобби проникся сочувствием к Тони, и решил помочь ему во что бы то ни стало. Когда худшие опасения главного персонажа оправдываются, у него остается только одна цель в жизни — месть. И даже в этом его сопровождает Бобби.

Мучения Тони сложно передать словами: это нужно видеть — видеть так, как видит Форд. А он рассмотрел это настолько хорошо, что смог подробно, кадр за кадром, перенести страх, бессилие и страдание главного героя романа, как если бы это всё произошло с ним самим.

Ситуация, которая случилась на дороге, выглядит как проигранная борьба Тони, но не за жену и дочь в прямом смысле — не за их жизнь. Эдвард проиграл жизни борьбу за Сьюзан, за их отношения, за семью. И этот процесс разбивается на несколько этапов.

Под покровом ночи

1 — конфликтная ситуация, когда внешние обстоятельства, на первый взгляд, без причин, оказываются сильнее, чем Тони/Эдвард. Это хулиганы, который резвятся на дороге и заставляют всю семью нервничать.

2 — проехавшая мимо полицейская машина, которая не остановилась. Этот фрагмент намекает на то, что помочь извне в тот кризисный момент паре Сьюзан — Эдвард никто не мог.

3 — проигранная борьба. Испуганный и запутавшийся Тони «позволяет» хулиганам на его же машине увезти его дочь и жену. То есть, в жизни Эдвард позволил обстоятельствам решать, что будет дальше. Эдакий не то что фатализм — бессилие. Страх потерять семью сковал его настолько, что он просто не смог пошевелить ни единой мышцей.

4 — помощь извне, обретение друга в лице копа в романе (для Тони) и, вероятно, обретение друга в реальности (для Эдварда). Именно этот друг поможет мужчине пережить потерю/расставание.

5 — поражение. Тони теряет свою семью. Эдвард упускает отношения, Сьюзан, уходя к другому, совершает необратимое (опустим подробности, это одна из самых болезненных вещей романа и фильма, которая открывается далеко не в середине фильма).

6 — месть. Месть или расправа происходит где-то вовне, за кадром. А так хотелось бы видеть кровь и насилие. Том Форд вымещает физическое насилие насилием моральным. Но если в книге Тони может отомстить, то в реальной жизни Эдвард лишен объекта мести, и это усугубляет его терзания. Хотя ему всё же удалось выплеснуть эти терзания — кровью на бумагу, пулей в лоб, беспросветным сожалением и последующим искуплением. Хотя бы метафорическим.

Под покровом ночи

Акт 3

Повествование романа перемежается воспоминаниями Сьюзан. Состоятельная семья, мать против брака, потому что Эдвард, по её мнению — слабак. Она предупреждает, что любовь закончится, и это разрушить и отношения, и самого Эдварда. Сьюзан спорит, как и положено любой творческой юной натуре. Ну а что было потом, мы знаем.

Здесь всплывают проблемы брака юных и вдохновлённых людей, которые желают завоевать мир. Вот только один творец продолжает продираться через страницы собственных текстов, а другая отказывается создавать, ссылаясь на излишнюю циничность. Неужели они настолько по-разному смотрят на мир и искусство, чтобы так быстро всё разрушить? Испугавшись чего-то или соблазнившись на комфорт, Сьюзан когда-то выбрала другого. И это настолько ранило Эдварда, что вместе со своим романом Nocturnal Animals — спустя 19 лет, подумать только! — он вытащил всю свою боль на бумагу с тем, чтобы наконец докричаться до жены, уже столько лет бывшей. И ему удалось.

Но вопросом «А что это даёт» мы задаваться не будем. Понимание — вот чего искал юный Эдвард. Понимание любимого человека важно любому творцу и не-творцу, это просто вне категорий.

Под покровом ночи

Эпилог

Визуализация в фильме умопомрачительная. Вспышки ярких цветов в самые напряжённые моменты; искры рыжих волос главной героини посреди сумерек; пейзажи, которые невозможно повторить ни на фотографии, ни на картине; огни большого города; глубокие тёмные ночи и среди них — заменяющие светила голубые глаза… Можно разбирать на кадры и заполнять ими стены, книги, открытки, альбомы, студии и мысли. Они не запоминаются, а именно отпечатываются где-то на метафизическом уровне. Это отдельная вселенная, созданная Фордом, существует ровно так же, как и линчевский Твин Пикс, на границе нескольких миров — и поди проверь, какой из них реален.

Под покровом ночи

Том Форд собрал потрясающий актёрский состав, который сложно было себе представить в подобном тандеме, а теперь невозможно вообразить иной.

Эми Адамс играет Сьюзан. Её комедийно-романтическая фильмография разом гаснет на фоне этой роли. Другая рыжеволосая красотка Айла Фишер играет вдохновлённую Сьюзан героиню романа, жену Тони. Самого Тони, как и Эдварда, играет Джейк Джилленхол. Но его лицо и в романе, и в реальности совпадает потому, что мы видим историю глазами Сьюзан. И потому, что Эдвард ассоциирует себя с Тони. Копа Бобби играет Майкл Шеннон, он воплощает образ идеального детектива, служителя закона, который на стороне Тони. И на стороне реального правосудия, точнее сказать, справедливости.

Одного из хулиганов играет Карл Глусман, звезда недавней на тот момент трагично-гипнотичной «Любви» (2015) Ноэ. А главного злодея, неадекватного абьюзера, который всё зачинал, сыграл Аарон Тейлор-Джонсон. Его не узнать за длинными волосами и странными усиками, его запросто можно счесть за хиппи или побитого жизнью сынка техасского батьки. Ну а мужа Сьюзан играет Арми Хаммер. А в эпизоде появляется Джена Мэлоун, маньячка из «Неонового демона» (2016) Рёфна, которая любит заниматься любовью с трупами, которых красит.

Под покровом ночи

Бессонница Сьюзан и мрачное повествование Эдварда погружают её, а вслед за ней и нас в некий дополнительный мир, между днём и ночью, между реальностью и вымыслом. Музыка несравненного Корженевски дополняет этот эффект. Картины в квартире Сьюзан кажутся иллюстрациями к роману, полотно REVENGE отсылает её к главной цели Тони, а отрывки из книги прорываются в реальность. Её окружение всё больше кажется иллюзией — точнее, жизнью, которую она не помнит, как выбрала.

Фильм наполнен внутренними перекрёстными отсылками, тонким символизмом, тщательно проработанными деталями, любовью к искусству, моде и красоте. И несмотря на то, что это весьма трагичная, тягучая, даже гнетущая картина — триллер о потере и сожалениях, — она бесконечно прекрасна. Фильм, выставка, перформанс, концерт, постановка, роман. Он многослоен, его можно (хоть и сложно) многократно пересматривать. И возвращение к нему раз в 5 лет кажется вполне адекватным: за это время успеваешь выдохнуть и немного отпустить эту чужую боль, обёрнутую в страсть и кошмары.

Под покровом ночи
Оригинальное название картины Nocturnal Animals (англ. "ночные животные") относится к названию романа Эдварда, который он посвятил Сьюзан. Но в книге ночные создания — разрушители жизни Тони — хулиганы, которые среди ночи налетели на его семью, как хищники, и отняли всё. При этом сам Эдвард в реальной жизни называл ночным созданием Сьюзан, потому что она бодрствовала по ночам, страдая бессонницей. Таким образом, он между строк обвиняет бывшую жену в том, что его (да и её, в сущности) жизнь разрушена.
Share This Articles

1 comment

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти