fbpx
CLIMAX

«Купе № 6» Юхо Куосманена

«Купе № 6» Юхо Куосманена

Неразделённая любовь толкает людей на странные поступки. Финская студентка Лаура, например, посреди зимы бежит от неё из Москвы в Мурманск, смотреть на канозерские петроглифы. Её попутчиком в долгом путешествии на поезде становится неотёсанный гопник Лёха, едущий на ГОК на заработки. Он — ходячий набор стереотипов из 90-х: пьёт водку, ходит в кожанке и с барсеткой, славит отечество и мечтает открыть свой бизнес (правда, с трудом представляет, какой именно). Интеллектуалка Лаура, привыкшая тусоваться с московской богемой, приходит в ужас от такого соседства. Но вариантов нет: либо Лёха, либо возвращение в Москву.

Кто бы мог подумать, что именно «Купе» окажется одной из самых пронзительных историй любви за последние годы. Зима, бесконечная то ли водка, то ли сивуха, вонючие носки в плацкарте, плачущие дети и отсутствие воды в туалете — не слишком располагающий к романтике сеттинг. Но это мелочи. Красоту можно найти везде — и в тамбуре, и в зиме, и в Лёхе.

Этим и занимается режиссёр Юхо Куосманен.

Всё, что принято представлять в российском авторском кино предметами загнивания и разложения, Куосманен наделяет необъяснимой прелестью и теплотой. Зритель, как и Лаура, постоянно обманывается, топая с ней за тёмные гаражи и уезжая в глушь на раздолбанных жигулях. Да, мы привыкли, что это опасно — но ведь может быть и по-другому?

купе № 6

«Купе» — это фильм про несоответствие внешнего внутреннему, про первое впечатление, про «когда кажется, креститься надо». Недаром основные неприятности в жизни Лауры исходят от внешне «приятного», «нормального». В какой-то момент она и сама озвучивает страшную мысль — она скучает не по своей возлюбленной (да-да, спойлер алерт), а по её квартире, тусовкам, образу жизни. По тому, что снаружи, а не внутри.

Главным воплощением подобного несоответствия становится, конечно, Лёха. Одинокий мальчишка, смешной и нелепый, до невозможного добрый, он хочет казаться больше и страшнее. Это помогает ему чувствовать собственную нужность, «крутиться», выживать. А главное — не сближаться.

купе № 6

Это пока что лучшая из многочисленных ролей Юры Борисова — именно здесь, в прокуренном тамбуре и пластмассовых тапках, он абсолютно незаменим. Виртуозно переходя от комичного к трагическому, он в очередной раз выворачивает непрерывно плачущего от слёз/смеха зрителя наизнанку.

Лаура Сейди Хаарлы необычна именно за счёт глубины и достоверности, которых до сих пор не всегда хватает женским персонажам в российском кино. Её не втиснешь в рамки амплуа, она — живая. Умная, смелая, острая на язык, но в то же время неуверенная, испуганная и совершенно растерянная. Аудитория (преимущественно, конечно, московская) будет идентифицировать себя именно с ней. Правда, в отличие от зрителя, Лаура отказывается от роли наблюдателя и погружается в чуждую для себя среду, становится её исследователем.

купе № 6

В «Купе № 6» постоянно подчёркивается сходство с «Титаником», страшно популярным в изображаемых 90-х. Одна из самых заметных и смешных отсылок — Лаура, бегущая среди мимо вонючих ног по плацкартному вагону (практически Кейт Уинслет в машинном отсеке). В какой-то момент Лёха, сидя с ней на заброшенном корабле, и сам констатирует — мол, мы на «Титанике».

Да, на «Титанике». Который никогда не утонет и даже не собирался. Хотя вместе им быть не суждено: Джек останется зарабатывать гроши на ГОКе, а Роза поедет обратно в Москву — героиня вряд ли вернётся к богемной жизни. У неё даже останется портрет на память. Не обнажённый, зато с чудесной подписью.

В кино с 25 ноября.

Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти