fbpx
CLIMAX

Капитан без корабля. «Первому мстителю» — 10

Капитан без корабля. «Первому мстителю» — 10

О первом явлении Капитана Америка — тогда и сейчас

Десять лет минуло с того дня, как на большие экраны вышел фильм «Первый мститель». Во вселенной Marvel картина всегда смотрелась особняком, хотя казалось бы именно с неё хронологически она и начинается. Не первое удивительное совпадение: вымышленное очень удачно сочетается с реальным. Потерявшийся во времени капитан чужим оказался и в нашем мире, где его первый сольник часто считают скучным и чрезмерно агитационным. Но заслужил ли он этого?

Любопытно было бы посмотреть на это кино, ели бы оно появилось на свет сейчас. Хотя скорее всего споры тогда разгорелись бы ещё более жаркие: ситуация в мире обостряется, ненависть всех ко всем растёт, и непримиримый борец за справедливость в форме цвета американского флага, сам того не желая стал бы красной тряпкой для пышущего злобой современного общества. Хотя о чём это я? Он, собственно, всегда ей и был, и это очень классно обыграли создатели фильма «Чёрная вдова» с помощью своего Красного стража, чьей главной целью в жизни стало призрачное противостояние с легендарным американским суперсолдатом. При этом собственная поломанная судьба бывшего советского шпиона явно интересовала меньше. Но в нашем времени, которое старательно пытается зеркалить повадки холодной войны, «Первый мститель» точно получил бы гораздо больше увесистых люлей от зрителей не только за наивную серьёзность и плакатность, но и просто за своё существование.

С другой стороны, в эпоху зарождающейся новой искренности, честный и стойкий в своих принципах, как тот самый оловянный солдатик, Стив Рождерс, легко мог бы стать своим. Агитка по сути своей всегда по-детски наивная упрямица, не признающая возражений и споров, смотрящая на мир сквозь розовые очки и призывающая ко всему самому хорошему ради ещё более хорошего. Другое дело, что понятие «хорошести» в человеческом обществе способно кардинально меняться и переобуваться на лету так, как некоторым и не снилось, но давайте будем честны: это всё-таки не про капитана Америку. И старомодный аляповатый кинокомикс Джо Джонстона далеко не про победу отдельно взятой нации над тьмой. Он даже не про суперсолдата Стива Роджерса,  если уж на то пошло.

Да, юный и щуплый паренёк в начале фильма мечтает отправиться на фронт, но стоит обратить внимание, что в его речах и мотивации очень мало можно найти про патриотизм и государство. Они больше завязаны на том, чтобы быть рядом «со своими парнями». Позже уже «вакцинированный» Роджерс скажет, что «войны ведутся оружием, но выигрываются людьми». Человек —главная ценность. Он же —главное зло. Банальности, но о них слишком часто забывают. А Джо Джонстон напоминает.

Вместе с главным героем-американцем мир спасают гениальный изобретатель сыворотки и немецкий еврей по совместительству Авраам Эрскин и британка Пэгги Картер, а противостоит им не только чистокровный немец Иоганн Шмидт, но и швейцарец Арним Зола. Все вокруг Капитана представляют собой карикатурное разнообразие: начиная от внешности и заканчивая социальным статусом и состоятельностью (привет, Старк-старший!), но все объединены ради одной цели. А самым ярким примером остаётся он сам, побывавший на двух полярных берегах: том, где он никому не нужный и не значительный задохлик, и противоположном — где он герой Америки, непобедимый и неотразимый.

Опыт Стива Рождерса в некотором смысле уникален: побывать в шкурах двух разных людей и сохранить собственное лицо удаётся не каждому. То же самое по его стопам делает и фильм. Рождаясь как типичная ретро-история про войну, геройства и суперспособности она превращается в манифест о человеческой стойкости и человеческой же ценности.

Для фильмов Джонстона это привычная история. Его хит «Джуманджи» тоже не просто сумасбродное приключение, а тонкая драма о сожалении и неотвратимости последствий любых поступков. И так же как в «Первом мстителе» в итоге на первый план в картине выходит человечность.  Режиссёр хоть и умеет в аттракционы, предпочитает в важные минуты соблюдать серьёзное выражение лица, и эту способность он транслирует кэпу, а тот становится главным «моралистом» не только фильма, но всей киновселенной Marvel.

Капитан Америка — компас, который всегда указывает точно на добро, никогда не ошибаясь. Других функций у него практически нет, зато эта единственная — самая главная. И одновременно самая раздражающая, скучная и явно проигрывающая неоднозначным/смешным/дерзким/каким-угодно ещё героям. Но ведь кто-то должен был взять эту обязанность на себя, как в команде Мстителей, так и среди фильмов про величайших героев Земли. Задача Стива Роджерса и его первого сольника— напомнить зрителям чего ради всё это. А ещё о том, что жизнь и свет, несмотря на меняющиеся времена, не меняют своей ценности. И если Капитану Америка нужно быть живым зудящим напоминанием о них, надоедливым голосом совести, выбирающим самый трудный путь, он будем им.

Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти