fbpx
CLIMAX

Искусство современной сказки или те самые «Мстители»

Искусство современной сказки или те самые «Мстители»

В следующем году фильму «Мстители» исполнится 10 лет. «Ничего себе!», — скажете вы. «Пора подводить первые итоги», — скажем мы. Потому что фазы Marvel начинаются и заканчиваются, герои умирают и воскресают, сюжетные линии напитываются духом современности, а по-настоящему оценить пройденный путь всё ещё возможно только одним способом: посмотреть на него сквозь призму первых «Мстителей».

Времена сейчас, конечно, уже другие. И это, пожалуй, первое и самое явное, что бросается в глаза, когда в тысячный раз садишься пересматривать этот быстрый блокбастер про становление команды по спасению мира. В «Мстителях» действительно довольно мало того, что сейчас стало в кино почти обязательным элементом и данью уважения новой этике. Чернокожих актёров не так уж и много, не считая главную точку опоры вселенной — Ника Фьюри в исполнении Сэмюэла Л. Джексона, а Чёрная Вдова в исполнении бессменной Скарлетт Йоханссон беззаветно служит главным «украшением» фильма.

Мстители

Всё это, на самом деле, формальности, и гораздо интереснее сейчас смотреть на ту тональность, которую Marvel пытались тогда нащупать, чтобы достичь успеха. Это сейчас мы уже знаем, что у них не просто получилось, а вышло совершить чуть ли не революцию в массовом кинематографе, но в той точке будущее ещё было туманно. И хотя «Железный человек» был отчасти неплохой гарантией хотя бы коммерческого успеха, суметь вывезти кучку разнокалиберных персонажей на хребте одного, пусть и тщательно подготовленного фильма, было той ещё задачкой. С которой DC, к примеру, позже не справились, а заслуженная реабилитация «Лиги Справедливости» в итоге так ничего и не решила. Но Marvel-то смогли!

Мстители

Судите сами: развязный Тони Старк, зажатый Кэп, тревожный доктор Беннер, легкий на подъём Тор, непроницаемая Чёрная Вдова и заколдованный Клинт Бартон укладываются в это кино, как шоколадные конфеты в праздничную коробку, которую торжественно преподносят зрителям. Есть разрешается всё и сразу, как в детстве, смешивая несочетаемые вкусы и не задумываясь о пользе для здоровья: ведь главное, что должен доставить зрителю этот подарок — незабываемую радость. И он доставляет, почти не задумываясь о том, насколько уместна его откровенная сказочность на большом экране.

Самый реалистичный персонаж из всех — агент Фил Колсон —погибает в этом фильме неспроста. Он — олицетворение нашего мира, где супергерои бывают только на коллекционных карточках. И покинув вселенную Marvel, Колсон будто освобождает её от оков рациональной реальности. Он должен был умереть, чтобы «Мстителям» можно было всё. Например, спасти Нью-Йорк от метафоричного 11 сентября, проработав, пусть и на самом примитивном уровне, незаживающую психотравму нации.

Мстители

Символическая смерть Колсона, так же как и последние кадры фильма, где люди благодарят супергероев, захлёбываются радостью и надеждой, и так мало вспоминают об уроне и смертях, действительно обладают каким-то удовлетворяющим и терапевтическим эффектом. В мире, где кино, даже фантастическое, становится всё более и более реалистичным, иногда не видно просвета от безнадеги.

И «Мстители» на этом фоне забрали себе лицензию на лечебную сказочность, став одной из вечных историй про то, как добро побеждает зло. Современным людям нужны были новые мифы, которые плотно впечатаются в жизнь мегаполисов и эру глобальных угроз, смогут передать тревогу, с который каждый всматривается в завтрашний день, и победить её. Обязанность сказки — подарить краткое успокоение в минуту смятения. Её «Мстители» и выполнили, задав тон всем остальным картинам франшизы.

Мстители

Возможно, через какое-то время эта картина так же устареет, как и многие другие фантастические истории с более-менее одинаковым нарративом и ярким временным штампом. Но она точно навсегда останется в истории, как символ большой эры кинокомиксов, которая сейчас уже, кажется, переживает некий кризис и пытается найти новые пути существования. Хотя с другой стороны универсальность её основных посылов, лёгкость и динамичность, харизматичность персонажей и юмор, всё-таки заставляют думать, что «Мстителям» суждено жить долго и счастливо. Есть даже возможность, что через несколько поколений эта картина приобретет статус, который сейчас принадлежит боевикам 90-х. В любом случае, она была, есть и будет точкой невозврата современного кинематографа, обозначая собой эру легкомысленных фильмов надежды, которая, увы или ура, но уже завершилась.  

Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти