fbpx
CLIMAX

Духота — друг молодежи. «Улица страха» Ли Джаньяк

Духота — друг молодежи. «Улица страха» Ли Джаньяк

Как гласит древняя мудрость: зачем пытаться улучшить то, что и так работает? Этой мудростью руководствовались создатели сериала (мини-сериала? антологии?) «Улица страха», попытавшись в очередной раз сыграть на поле ностальгии по «Очень странным делам» 80-90-х. Однако в этот раз источником этой ностальгии стал не великий и ужасный Стивен Кинг, а его младший коллега – Р. Л. Стайн.

На случай, если тут кто-то только родился в 2000-х, я объясню. Стайн – автор серии «Ужастики». Эти книжонки в мягкой обложке и объёмом, редко превышавшим 200 страниц, ломали мою детскую психику и заражали любовью к жанру хоррор. Истории были простыми как рельса и с обязательным неожиданным твистом в конце, чем вызывали бурный восторг. Их героями были обычные подростки, которые, страдая от понятных целевой аудитории проблем, сталкивались с чем-то запредельным и внеземным: призраки, вампиры, оборотни, инопланетяне, мумии и так далее и тому подобное.

улицастраха

Я думаю, что у тех, кто услышит такие названия, как «Добро пожаловать в мёртвый дом», «Дьявольская кровь» и «Смертельное фото», с любовью ёкнет сердечко, прямо как у меня, когда я пишу эти строки. Положа руку на сердце, могу признаться – книги эти были такого себе качества, но удовольствие доставляли неимоверное. Недостаток качества компенсировался количеством: ты не успевал заскучать до конца одной книги, как уже переключался на другую. Всего за литературную карьеру писатель наклепал более 500 подобных произведений.

После «Ужастиков» Стайн взялся за создание серии «Улица страха». В отличие от предыдущей серии, здесь было единое место действия — городок Шейдисайд, где происходила всякая потусторонняя дичь. «Улица», по сути, не сильно отличалась от «Ужастиков», однако была более взрослой и жестокой.

Впрочем, книги — это одно, а фильм по мотивам — отдельное, самостоятельное произведение. Нетфликовская «Улица страха» состоит из трёх фильмов (хотя, скорее, из двух с половиной) и является цельной, самостоятельной историей с флешбеками длиной в целый фильм. Как и в первоисточнике, есть два городка — Шейдисайд и Саннивейл, и они противоположные до абсурда. Саннивейл — территория успеха и благополучия, причём настолько, что там не происходит даже обычных аварий. В то же время, Шейдисайд — квинтэссенция всего плохого и депрессивного: городок бедный, неухоженный, и в довершение всего — каждые несколько лет какой-то сумасшедший слетает с катушек и устраивает бойню.

В этом замечательном месте и проживают главные герои — Дина и её младший брат Джош. Типичный задрот Джош сохнет по подруге Дины — оторве Кейт, а Дина страдает из-за расставания со своей любовью по имени Сэм. Во время одной потасовки Сэм случайно тревожит могилу ведьмы Сары Фир, которая вроде как является причиной всех проблем Шейдисайда и на протяжении нескольких столетий сводит с ума его жителей, превращая их в кровожадных маньяков. С этого момента Дина и её друзья оказываются втянутыми в круговорот мистических и кровавых приключений, которые будут развиваться на протяжении трёх (хотя, на самом деле, полутора) фильмов. Забегая вперед, скажу, что сюжет изобилует дырами глубиной в Марианскую впадину, но расписывать их я не стану во избежание спойлеров.

улицастраха

«Улица страха», как я писал выше, состоит из трёх частей (1994, 1978 и 1666), рассказывающих о событиях определённого года из истории Шейдисайда и Саннивейла. Первая и основная сюжетная линия посвящена Дине и её друзьям, вторая — убийствам в летнем лагере, третья — той самой ведьме Саре Фир и началу всех мистических событий в Шейдисайд. Чисто по ощущениям, самая лучшая часть — это вторая, которая, несмотря на то, что является филлером и не имеет прямого воздействия на главный сюжет, представляет собой цельное и менее душное, чем другие части, произведение.

Дело в том, что, по традиции нетфликсовских произведений, главный ужас в «Улице страха» представляют не монстры, убийства или кровожадные маньяки. Главный ужас здесь вызывает повесточка! Дело в том, что возлюбленный Дины Сэм — на самом деле не возлюбленный, а возлюбленная. Сэм — Саманта! С момента раскрытия этого, прости Господи, твиста, зритель окунается в душное море нытья о том, как современное общество не принимает героинь (хотя за весь фильм единственный, кто выражает недовольство отношениями Дины и Сэм, это мама Сэм, остальным по барабану), и как тяжело (но в то же время здóрово) быть не таким, как все. И, казалось бы, это популярная тема для подросткового кино — самоидентификация и адаптация в обществе.

Проблема в том, что если в тех же «Оно» и «Очень странных делах» странность и неуживчивость героев показывали, то в «Улице страха» про неё только рассказывают, причём неоднократно. Когда в сотый раз слышишь про нестандартную любовь героинь в фильме про борьбу с потусторонним ужасом, хочется вырубить эту нудятину к чёртовой матери. И ладно бы эта сюжетная арка была бы одном фильме, но в третьей, самой слабой части, она стартует заново, только с персонажами, проживающими в 1666 году! И главные героини, живущие в Средневековье, возмущаются, что к их однополой любви относятся с непониманием! Алё, гараж! Это ж Средневековье!

Под конец хочется немного похвалить «Улицу страха», потому что снято всё без дураков, очень стильно и качественно. Актёры приятные и не вызывают раздражения, музыка тёплая и ламповая, убийства жестокие и кровавые, а атмосфера (временами) густая и пронизывающая. Проблема в том, что даже яркие и красивые плоды, растущие на гнилом стволе, не вызывают радости. Вместо того, чтобы уделить время основной сюжетной линии и проработке многовековой истории, авторы пустились в разжевывание никому нахер не интересной однополой любви и древним как говно мамонта штампам.

улицастраха

Что вызывает кинематографический оргазм: 

  • периодически – картинка
  • музыка
  • атмосфера

Что вызывает кинематографическую импотенцию: 

  • духота
Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти