fbpx
CLIMAX

Бритфест / «Герцог» Роджера Мичелла

Бритфест / «Герцог» Роджера Мичелла

Пенсионный возраст как время для самых смелых поступков

По-британски очаровательный, трогательный, с дождями, мостами, шляпами и маленькими симпатичными домишками, этот фильм рассказывает о потрясающих качествах, которые присущи далеко не каждому человеку.

Кемптон Бантон — пожилой человек, который выступает против социальной несправедливости. НУ а кто не выступает, в самом деле. Вот только Бантон идёт дальше, и всем своим видом, высказываниями, образом жизни и даже маленькими митингами в поддержку положительных изменений доказывает, насколько ему небезразлична жизнь сограждан.

Вот только социальная несправедливость в том и заключается, что бедняге даже высказаться всерьёз не дают: проблемы пенсионеров никого не волнуют, о них не только не хотят слушать — их также запросто лишают работы, как если бы в 60+ её было найти так же легко, как пенни у церкви в воскресный день. Отчаявшись решить вопрос мирным путём, Кемптон едет в Лондон, чтобы заявить о своём социальном проекте (бесплатное телевидение для пенсионеров) в издательствах популярных газет — и его каждый раз с треском вышвыривают на улицу… Пока вдруг ему не приходит в голову кое-что более серьезное, чем декламирование речевок по громкоговорителю и бдение под дождем в обнимку с плакатом, на котором выведен слоган.

Бритфест

Зато Бантон настолько привык быть незаметным для большинства людей, что и в музей, где выставили одну из последних работ Франциско Гойи, прокрался абсолютно незамеченным. И сумел выкрасть портрет! Затем, конечно же, следовала история с требованиям выкупа. Вы можете себе вообразить грабителя, который требует деньги на благотворительность? Да, казалось бы, какая несуразная банальность: бесплатная теле-подписка для стариков. Но это сейчас мы шутим насчёт промывки ватных мозгов, и каналов появилось несметное множество. А прежде даже единственный чёрно-белый телеканал мог стать спасением от одиночества — особенно для пожилых людей.

Да и что Кемптону терять? Ему за 60, старший сын уже вылетел из гнезда и обзавёлся весьма сомнительной пассией, младший всё ищет себя и мечтает однажды сбежать из маленького городка, а отношения с женой Дороти превратились в простое бытовое сожительство. Она всё чаще ворчит, а он теряет одну работу за другой, ведь там тоже — сплошная несправедливость, против которой Бантон громогласно высказывается. Кроме того, их прошлое омрачено болезненной потерей: 18-летняя дочь погибла в аварии, и пока Дороти упорно отказывается говорить на эту тему, Кепмтон всё глубже погружается в чувство вины. Ну и что же тут делать — в бедности на пороге старости? Предпринимать экстренные меры!

Бритфест

Но на самом деле всё обернулось совсем не так, как можно себе представить — буквально под конец фильм делает финт ушами и превращается в детектив, а затем и вовсе в сказку. Вот только у этой сказки есть реальная подоплёка: «Герцог» повторяет события, которые произошли в Лондоне в 60-е, и в это сложно поверить, но они закончились весьма положительно для каждого из героев. Бантону не пришлось страдать из-за социальной несправедливости, а благодаря его заявлениям в зале суда, проблема одиночества для пенсионеров за 70 всё-таки решилась. Кроме того, брак нашего героя был спасён: упорному, потрясающе интеллигентному и невероятно доброму Кептону удалось очаровать не только присяжных, но в конце концов и жену.

Но стойте-ка! Одно дело — когда есть прекрасная реальная история, и её нам пересказывают в лицах с хорошими актёрами (Джим Бродбент и Хелен Миррен). А другое дело, когда картина обладает собственным шармом и живёт совершенно отдельно от событий 1961 года. Кадры настолько аккуратные и точные, что порой отрываешься от общего повествования — и просто наслаждаешься картинкой. Тёплые тона, ещё более тёплая музыка и самое что ни есть уютное изображение британского быта и нравов. Вот ещё шкворчащая глазунья разместилась на большой тарелке по соседству с подрумянившимся беконом. Вот аккуратная брусчатка и спускающаяся к реке, покрытая туманом улица. Вот и новые лодки в доках — гладкие, красивые, как игрушки в полный размер… А вот и мистер Бантон в шляпе и с трубкой расхаживает взад-вперёд, размышляя об афере. Можно любоваться без конца — и умиляться, словно смотришь по второму кругу историю о Паддингтоне. Хотя сомнений нет: она точно когда-то произошла. И всерьёз изменила если не мир — то как минимум несколько жизней.

«Герцог» стал последней картиной Роджера Мичелла: режиссер скончался 22 сентября 2021 года.

Бритфест
Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти