fbpx
CLIMAX

Бритфест / «Человек в шляпе» Джона-Пола Дэвидсона и Стивена Уорбека

Бритфест / «Человек в шляпе» Джона-Пола Дэвидсона и Стивена Уорбека

Кусочек летней Франции, затесавшийся в тусовку с Туманного альбиона

На самом деле и правда сложно понять, как этот очаровательное роуд-муви о любви к жизни на фоне французских пейзажей попало в программу Бритфеста. Но это отлично, потому что когда, как не в ноябре мы больше всего нуждаемся в теплом и сочном глотке лета — с вином, прогулками и солнцем-солнцем-солнцем!

Бритфест

Сложно рассказать о фильме, в котором столько прекрасного — и при этом ни одного диалога. Получится либо слишком много слов, либо слишком мало. Тут такой типичный вроде бы формат «ходят, болтают», знаете — вот только без «болтают». Пара монологов, оторванных от реальности, коротких и пронзительных — и на этом «болтовня» заканчивается. Жесты, междометия, вздохи. И песни! Песни сопровождают героя и его новых знакомых на протяжении всего маршрута, у которого нет ни начальной, ни конечной точки.

Человек в шляпе — образ собирательный. Дяденька в синей рубашке и синем «фиате» и, конечно же, в шляпе едет через Францию, повторяя раз за разом маршрут: то тут поспит, то там погуляет, то одно поест, то другое попьёт. Повествование начинается с его встречи с группой мужчин, подозрительно похожих на мафиози. На его глазах они как будто бы вытаскивают из багажника труп — нечто длинное и тяжёлое, как следует запакованное, затем замечают его, и он тут же бросается наутёк. Ещё бы, мистер не хочет оказаться на месте этого «тела».

Бритфест

Наш путешественник стартует со всей возможной скоростью, которую только может дать его fiat. Однако куда бы он ни поехал, всюду бедняга натыкается на этих бандюганов! Так и складывается его поездка: то отказывается от ужина в единственном открытом ресторане города — потому что там мафиози, то бросает машину на произвол судьбы, потому что увидел знакомые лица за углом… Словом, даже если путешествие предполагалась спокойным и даже скучным, всё выходит ровным счётом наоборот.

И в какой-то момент мы забываем, что всё это время на пассажирском сидении у мужчины «сидит» рамка с фотографией прекрасной женщины. Постепенно, делая один поворот за другим вслед за мужчиной в шляпе, мы понимаем: это потеря. Похоже на потерю. Мы не слышим практически ни слова, потому что он не хочет разговаривать или не может. Да и зачем слова? Они же всё портят, прямо как в песне Depeche Mode.

Бритфест

В какой-то момент к этому странному повествованию, в котором практически нет сюжета — только путь, еда, пейзажи и умиротворение, — привыкаешь. И это умиротворение транслируется за пределы экрана. Тут поиграем в шахматы, там послушаем душевную песню под гитару, а здесь полюбуемся звёздами. Кажется, это «Кометы» здорового человека: много разрозненных жизней, которые так или иначе сплетаются, затем расплетаются — и снова, вот только это не грустно вовсе, и нет ощущения потери, которое белой нитью идёт через весь фильм Паскаля Таньяти…

Людям нужны люди, даже если они незнакомцы, и с приходом утра исчезнут навсегда.

А человек в шляпе — он такой ведь не один. Одинокий незадачливый самоубийца, мафиози, музыкант, путешественник: их много, у всех разные шляпы и все они чего-то ищут, и находят, и тогда, наконец, можно сделать небольшую паузу ради маленького праздника жизни. А затем — снова в путь. Нескончаемый, грустный и смешной, и бесконечно прекрасный.

Бритфест

Что же это в итоге? Фильм без слов, с забавными ситуациями, красивыми пейзажами, чудесной музыкой и трогательными человеческими эмоциями — или просто маленькая история о том, как справиться с потерей? Сложно определить. Зато легко наслаждаться!

Share This Articles

Комментировать

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите сюда, что хотите найти